Особенности пропуска пешеходов в 2021 году

Что такое помеха справа и кто по правилам должен уступить дорогу

Сразу после получения водительских прав новичок руководствуется важнейшими правилами езды. Некоторые из них он изучает в процессе обучения, другие усваивает из опыта общения с бывалыми автомобилистами. Правило правой руки является признанным в кругу многих водителей.

Как понять правило

Это понятие скрывает за собой требование, которое обязывает водителя пропустить находящийся справа автомобиль. Несмотря на видимую простоту, его частенько нарушают.

Например, это происходит на больших парковках, где рядами расположены парковочные места, между которыми перпендикулярно проходят проездные полосы движения. Находясь на такой дороге, многие водители чувствуют себя на главной дороге, поэтому игнорируют тех, кто выезжает сбоку с парковочных мест.

Таким образом, водитель на центральной дорожке должен уступить проезд выезжающему со стоянки автомобилю.

Прилегающие территории, жилые массивы и проходящие по ним выездные дороги являются второстепенными по отношению к проходящим мимо городским магистралям. Поэтому здесь водителям, управляющим авто по центральной части, не нужно пропускать выезжающих из прилегающих территорий.

Пропускать находящийся справа автомобиль нужно при условии равнозначных дорог.

Когда применяется

Если в городе с помощью дорожных знаков, разметки отмечены все пересекающиеся направления, то никаких трудностей с правилом правой руки не возникает. На практике зачастую водители сталкиваются с непонятными ситуациями, которые могут вызвать кратковременное замешательство. Это усугубляется некоторыми стереотипами восприятия автомобилистов. Например, многие думают, что на Т-образном перекрестке прямолинейное движение имеет преимущество. На самом деле, это далеко не так.

При сужении проезжей части траектории движения транспортных средств обычно пересекаются. Если параллельно движутся два равнозначных транспортных средства, то одно из них должно уступить дорогу другому.

При отсутствии знаков и разметки здесь могут возникать непонятные ситуации. Нередко водитель левой полосы чувствует свое преимущество и попросту выдавливает авто справа. На самом деле, здесь нужно ориентироваться на помеху справа, поскольку автомобили находятся в равных условиях.

Следует помнить, что трамваи имеют преимущество почти во всех случаях пересечения траекторий транспортных средств. Единственным исключением является их выезд из депо, поскольку здесь речь идет о прилегающей территории.

Таким образом, желательно всегда уступать машинам, которые находятся справа. Чаще всего траектории движения пересекаются на перекрестках.

Есть ли такой пункт в ПДД

Понятие «помеха справа» не прописывается в правилах дорожного движения, поэтому оно считается народным. На самом деле, положения «правила правой руки» описывают целых 3 пункта правил:

  1. Согласно пункту 13.11 ПДД, придерживаться данного требования следует при проезде перекрестка равнозначных дорог. Исключением является проезд участков с круговым движением. Здесь преимущество имеет то автомобиль, который находится уже на кольце. При этом отсутствие знаков приоритета не имеет значения. В этом случае главное – наличие знака 4.3 «Круговое движение».
  2. В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, при одновременном перестроении во время движения по многополосным магистралям нужно пропускать автомобиль, который находится справа.
  3. При одновременном развороте по разным траекториям, парковочных разъездам нужно пропускать авто, находящееся справа. Об этом говорит пункт 8.9 ПДД.

Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».

Правила применения знака 2.1 исчерпывающим образом изложены в Приложении 1 Правил дорожного движения Российской Федерации, а также ГОСТ Р 52289-2019 (устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений) .

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения и настоящего стандарта знак приоритета 2.1 «Главная дорога» применяют для указания очередности проезда перекрестков и пересечений отдельных проезжих частей.

Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

Знак 2.1 «Главная дорога» установлен в начале участка дороги.

В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком при движении по главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290.

Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге.

Знак 2.1 «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги» устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак приоритета 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов — предварительно на расстоянии от 150 до 300 м до перекрестка и перед перекрестком.

Знак 2.1 «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги».

Расстояние видимости установленного знака должно быть не менее 100 метров. В населенных пунктах, при ограничении скорости 40 км/ч и менее на отдельных участках дорог, допускается обеспечивать расстояние видимости знака не менее 50 м.

Если дорога имеет несколько пересечений проезжих частей, знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают перед пересечениями проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог.

Допускается не устанавливать знаки 2.1 «Главная дорога» перед съездами пересечений дорог в разных уровнях, а также перед примыканиями к дороге с твердым покрытием дорог с грунтовым покрытием, перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, только в случаях если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в светлое и темное время суток.

На снимке выезд с прилегающей территории и знак 2.1 «Главная дорога» . В данном случае, знаки приоритета допускается не устанавливать.

Действующий ГОСТ Р 52289-2019, не допускает применение знака 2.1 «Главная дорога», а также знаков 2.2, 2.4, 2.5, на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Причина связана с тем, что особая форма знаков приоритета позволяет участникам дорожного движения верно идентифицировать эти знаки, даже если они скрыты к примеру под снежным покровом. Этого нельзя сказать при размещении знаков приоритета на прямоугольных щитах.

Форма знака приоритета 2.4 «Уступите дорогу», позволяет верно его идентифицировать, даже при сложных погодных условиях.

В завершении небольшого обзора, не смотря на то, что знак 2.1 «Главная дорога» предоставляет преимущественное право при проезде перекрестков и отдельных проезжих частей важно не забывать о безопасности!

Возможно, Вам также будет интересно почитать: Поворот главной дороги.

Опубликовано 09 сентября 2020 года.

В каких случаях водитель невиновен за непропуск пешехода

Не будет назначен штраф водителю, который не пропустил пешехода, если тот сам нарушил ПДД. Выделим наиболее распространенные случаи таких нарушений:

  • переход дороги в неустановленном месте либо на запрещающий сигнал светофора;
  • если гражданин передвигался через специально оборудованные места на роликах, самокате, велосипеде;
  • если пешеход грубо нарушил ПДД, начав пересечение дороги в запрещенных местах.

Не назначается штраф, если действия пешехода носили внезапный и непредсказуемый характер. Например, водитель не должен предвидеть, что пеший гражданин внезапно выскочит на дорогу из-за препятствия, ограждения и т.д.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

Таким образом, можно сделать четкий вывод о том, что пешеходы, являясь участниками дорожного движения в РФ, наделены рядом обязанностей, которые необходимо исполнять. В противном случае – ДТП более чем вероятно.

Новые дорожные знаки и их значение

Но прежде об основном изменении — размере знаков. Если до этого минимальный размер таких элементов улично-дорожной сети составлял 60 см, то по новому закону они будут уменьшены до 40 см. Также допускается использование знаков размерами 50 см в определённых случаях.

ПДД меняются с завидной скоростью, хотя и не все изменения, по мнению автовладельцев, имеют под собой обозримую логику. К таким относятся, например, введение штрафа за отсутствие знака «Шипы». Но в декабре 2021 года подготовлены ещё одни изменения по части обозначения дорожной сети. Новые дорожные знаки — всего их более 50 — начнут действовать уже в начале 2021 года и вводятся они в качестве эксперимента на 2 года. Затем их либо закрепят как постоянные, либо отменят.

Обязанности пешеходов на дороге

Требования к участникам дорожного движения, которые передвигаются без ТС, описаны в 4 разделе ПДД. Здесь четко прописано все, что должны выполнять пешеходы, передвигаясь по обочинам, переходам либо по другим частям дороги.

Люди, которые не используют транспортные средства, могут двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам либо по обочине проезжей части. При этом последнее допустимо только в крайних случаях и исключительно по особым правилам

Предельное внимание нужно уделять передвижению детей. До определенного возраста взрослые обязательно должны сопровождать ребенка, если ему приходится переходить дорогу либо двигаться по обочине

Одним из важных правил движения по дорогам является то, что человек должен идти только лицом к встречным транспортным средствам. Так движение по краю проезжей части будет более безопасным.

Если у человека есть возможность пересечь проезжую часть по подземному либо надземному переходу, следует ею обязательно воспользоваться. Данный момент важен по причине того, что при движении транспорта подобные места являются максимально безопасными. Даже самая оборудованная «зебра» на дороге не сможет обеспечить этого. Бывает так, что пешеходы страдают на светофорах, переходя дорогу на положенный зеленый свет. Это происходит по причине того, что далеко не все водители соблюдают ПДД. Более того, никогда нельзя исключать вероятность внезапной неисправности транспортного средства, что может привести к аварии даже на оборудованном пешеходном переходе со светофором. Таким образом, для пешехода самым безопасным вариантом для перехода проезжей части будет подземный либо надземный переход.

Все участники дорожного движения должны знать и правильно выполнять сигналы регулировщика. Бывают такие ситуации, когда регулирование дорожного движения ведется уполномоченным лицом. Регулировщик считается главным в такой ситуации. Поэтому его жесты отменяют действие светофора, дорожной разметки и знаков. Пешеходы, которые хотят перейти дорогу, где работает регулировщик, должны двигаться за его спиной. Это место считается безопасным для тех, кто движется по дороге без транспортного средства, так как автомобилистам нужно остановиться, если регулировщик стоит спиной по отношению к ним.

Пешеходы должны уметь правильно переходить перекрестки. Эти места считаются наиболее опасными на дороге. Хорошо, когда такие участки регулируются светофорами. Но и с ними бывают запутанные ситуации. К примеру, на очень больших пешеходных переходах может быть организовано движение пешеходов по диагонали. Такое встречается не часто, но все же бывает. Только если для пешеходов горит зеленый, а для всех автомобилистов красный, можно переходить перекресток в диагональном направлении. Во всех остальных ситуациях это будет запрещено. Даже в том случае, если правонарушение не приведет к ДТП, оно может быть замечено сотрудниками ГАИ, за что пешеход получит штраф.

Если пешеходных переходов нигде поблизости нет, пешеход имеет право перейти дорогу в необорудованном месте. Но делать это нужно очень аккуратно и строго по правилам. Пересекать проезжую часть можно только на участках дороги, где отмечается хорошая видимость с каждой стороны. Не следует переходить после либо перед поворотом. Помимо обширного двухстороннего обзора на дороге не должно быть ограждений, что также является условием для возможности перейти дорогу не на пешеходном переходе без нарушения ПДД.

Выходить на проезжую часть можно только после полной оценки ситуации на дороге. Пешеход обязан оценить скорость движения транспортных средств, а также расстояние до них. В случае, если ситуация кажется безопасной, можно перейти проезжую часть. Нельзя внезапно выходить из-за преграды, к примеру, из-за припаркованного транспортного средства, которое мешает обзору. Это может стать причиной того, что водителю приближающегося авто придется изменить траекторию движения, а подобные действия грозят аварией.

Ни в коем случае нельзя выходить на дорогу, если приближается транспортное средство с включенными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом. Подобные автомобили имеют преимущество на любых участках дороги, поэтому даже не пешеходном переходе такие машины не останавливаются.

От того, насколько четко будут соблюдаться ПДД всеми участниками дорожного движения, зависит безопасность и автомобилистов, и пешеходов.

Правила выезда со второстепенной дороги

Главные правила мы уже так или иначе затрагивали, причем неоднократно. Однако есть и отдельные условия, связанные с сопутствующими факторами. Вспомним главное:

  • Знак 2.4 без табличек. Правило максимально простое – пропустить необходимо всех, кому вы можете создавать препятствие движению (не относится к двигающимся в одном с вами направлению).
  • Знак 2.4 с табличкой 8.13 . В этом случае пропускают транспорт, находящийся на главной дороге, разъезжаться с машинами на второстепенной необходимо в соответствии с другими правилами дорожного движения.

А далее рассмотрим ситуации, созданные дополнительными условиями.

Приоритеты: регулировщик, светофор, знак, разметка

Здесь ситуация достаточно стандартна. Общий для всех случаев перечень приоритетов (при противоречии разных указателей друг другу) работает и в данном случае:

  1. При наличии регулировщика, все выполняют его требования, игнорируя противоречащие. Если регулировщика нет, то:
  2. Преимущество получают сигналы светофора. Если светофора нет или он не работает / моргает желтым, то:
  3. Исполняются требования дорожных знаков (в первую очередь временных, если они есть), в том числе и 2.4 , если нет и знаков, или их не видно, то:
  4. Выполняется требование разметки.

Что делать, если нет или не видно ничего? Вспомним п.13.13 ПДД РФ – если невозможно определить покрытие, а знаков приоритета нет, следует считать, что находишься на второстепенной дороге.

На круговом перекрестке

До недавнего времени проезд кругового перекрестка осуществлялся по правилам «правой руки», но при наличии знака 2.4 приоритеты могли меняться. Однако по действующим сейчас нормам, знак 4.3 «Круговое движение» обозначает круговой перекресток, движение по которому регулируется п.13.11(1) ПДД РФ (иногда его обозначают как п.13.11.1), в соответствии с которым, преимущество всегда имеют те, кто уже находится на перекрестке.

Соответственно, отдельной установки знака 2.4 перед круговым движением более не нужно. Знак 4.3 , по умолчанию, требует уступить дорогу всем участникам движения, находящимся на перекрестке.

Где необходимо остановиться перед знаком 2.4 «Уступите дорогу»?

Для определения места остановки, необходимо следовать следующему правилу:

При отсутствии какой-либо разметки, остановиться необходимо до начала дорожного полотна, пересекающего движение. Точных параметров тут нет, главное не выехать на пересекаемую, если по ней двигаются другие ТС.

Перекресток может иметь разметку 1.13 , которую порой ошибочно называют «Уступи дорогу». Эта разметка действительно нередко соседствует со знаком 2.4 , и в этом случае требует остановки до ее линии. Однако на самом деле разметка не привязана только к знаку «Уступи дорогу», и может применяться и без него

Это важно при решении некоторых спорных моментов, о которых скажем далее

Кроме разметки 1.13 , перед ней может использоваться и разметка 1.20 – предупреждение о приближении к разметке 1.13. Выглядит это так:

Может ли использоваться знак 2.4 со стоп-линией или знаком 6.16?

В отличие от обозначенной выше разметки 1.13 , которая не привязана правилами к какому-либо знаку или обстоятельству (хоть на практике наиболее часто соседствует именно с «Уступите дорогу»), стоп-линия (разметка 1.12 ) по ПДД указывает на место остановки по знаку СТОП или светофору, а знак 6.16 (стоп-линия) – для светофора или регулировщика.

Соответственно «Уступи дорогу» может соседствовать на перекрестке со стоп-линиями (разметка 1.12 и/или знак 6.16 ), но только в случае наличия регулировщика, светофора и/или знака 2.5 «Проезд без остановки запрещен».

Правила проезда через пешеходный переход

О правилах проезда через пешеходный переход должны знать все водители – именно они обычно становятся виновниками ДТП, хотя бесколесные граждане тоже могут вносить смуту. В статье вы узнаете, обязательно ли нужно пропускать пешехода или нет, а также какая ответственность наступит, если сбить человека.

Обязанности пешеходов

Дорогу переходить можно только по зебре – иначе наезд не будет считаться нарушением. Если разметка отсутствует, высматривайте знаки 1.14.1, 1.14.2, 5.19.1 – они монтируются по левую или правую сторону трассы. Пересекать полотно по диагонали с 2015 года можно, если есть специальные указатели.

Другие правила:

  1. При отсутствии переходов в ближайшей зоне (100 м и более) с одной стороны на другую можно пройти в любом месте – главное наличие хорошей видимости. Делают это также по линии обочин, тротуаров.
  2. Если движение регулирует светофор, ориентируйтесь на него.
  3. До пересечения проезжей части нужно оценить скорость движения транспорта, расстояние до него. Дополнительно пешеход обязан убедиться, что своими действиями он не создает помех для перемещения водителям.
  4. Звуки сирены – повод сразу остановиться. Если движение начато в спокойных условиях, продолжайте его до конца. На проезжей части задерживаться нельзя.

Обязанности водителя

Закон четко определяет ответственность водителя за причинение вреда здоровью и жизни других участников движения. Возможны различные меры наказания в зависимости от последствий – просто ушиб, травма средней тяжести или смерть.

Правила для водителя:

  1. Если пешеход идет с тротуара на зебру, его нужно пропустить.
  2. Снижение скорости впереди идущих транспортных средств должно приводить к торможению остальных.
  3. Остановка на красный свет при наличии регулировщика обязательна. Если пешеходы не успевают перейти дорогу до окончания отведенного времени, водителю нужно подождать.
  4. Пропускать на нерегулируемых переходах нужно слепых, подавших сигнал белой тростью.

Также непропускание чревато ответственностью в следующих случаях:

  • люди шли к общественному транспортному средству, расположенному на остановке;
  • ТС стояло с включенной сигнализацией и имело знак «Перевозка детей»;

Комментарии в ГИБДД дают следующие: пропустить – значит остановиться, и водитель обязан делать это во всех упомянутых выше случаях. Пока человек находится на тротуаре, автомобиль останавливается на свое усмотрение. Но когда движение начато, торможение обязательно.

Какой штраф за непропуск пешехода

В ПДД содержится множество норм, регулирующих правила пересечения пешеходами дорожного полотна и условия предоставления им приоритета при переходе. Прежде всего, это относится к специально оборудованным местам для переходов. Участники движения должны учитывать и соблюдать следующие правила:

при наличии на перекрестке светофора, приоритет определяется по его сигналам – если для пешеходов горит зеленый свет, каждый водитель обязан остановиться и прекратить движение;
если перекресток или иной участок дороги оборудован спецразметкой («зеброй»), водитель должен предпринять дополнительные меры предосторожности – снизить скорость, а при появлении пешехода, предоставить ему возможность перейти дорогу;
при отсутствии светофора и «зебры», пешеход имеет право перейти дорогу на перекрестке – в этом случае приоритет предоставлен водителям, а пешеход должен приступить к пересечению дороги только при соблюдении всех мер предосторожности.

Штрафы ГИБДД будут назначены водителю, который не пропустил пешехода, имевшего приоритет при пересечении дороги. Если требования светофора, дорожных знаков и разметки не свидетельствовали о преимуществе пешехода, водитель не будет наказан.

Разберем, сколько платить штраф за не пропуск пешехода в зависимости от наиболее распространенных предписаний разметки – на пешеходном переходе либо при его отсутствии.

block_attantion

Не пропустил пешехода на пешеходном переходе

Пешеходные переходы оборудованы специальной разметкой. Более того, по пути движения машин устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие о приближении к «зебре»

При наличии таких сигналов, водитель обязан снизить скорость движения и предпринять дополнительные меры предосторожности. Штраф водителю, который не пропустил пешехода на пешеходном переходе, может назначаться при следующих обстоятельствах:

  • если «зебра» оборудована светофором, стороны должны руководствоваться его сигналами – в этом случае разметка на дороге имеет значение только для ограничения места для пересечения дороги;
  • при отсутствии светофора, пешеход приобретает приоритет сразу, как только приступил к переходу через дорогу – водитель обязан полностью остановить движения транспорта, чтобы дать возможность беспрепятственного перехода;
  • если пешеход не начал переход дороги либо уже покинул «зебру», движение машины может быть продолжено.

Если автовладелец не пропустил пешехода на пешеходном переходе, будут назначены санкции. Для применения мер воздействия нужно доказать, что у пешехода был законный приоритет для пересечения дороги, т.е. он приступил к пересечению дороги. За такой проступок водитель не будет лишен прав, а сумма штрафа составит от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Естественно, если водитель допустил контакт с пешеходом и причинил ему физический вред, наказание будет назначено по другим, более строгим статьям.

Не пропустил пешехода вне пешеходного перехода

Если автовладелец не пропустил пешехода вне пешеходного перехода, штраф может последовать только в ограниченных случаях. Для этого будут учитываться предписания дорожных знаков, светофора (при его наличии), а также статус участка дороги. Наказание за не пропуск пешехода будет назначаться с учетом следующих правил:

  • в большинстве случаев, до начала пересечения дороги гражданин должен убедиться в безопасности такого движения – при отсутствии прямого приоритета у пешехода, водитель не будет наказан за непропуск;
  • если знаки или разметка дают преимущество пешему участнику дорожного движения, непропуск со стороны водителя повлечет наказание;
  • не последует мер воздействия, если водитель отказался пропустить пешехода на специальных объектах дорожной инфраструктуры, где запрещено пешее движение (мосты, тоннели и т.д.).

Отсутствие приоритета у пешехода не устраняет обязанность водителя соблюдать меры предосторожности при движении. Автомобиль рассматривается как источник повышенной опасности

Поэтому даже при отсутствии вины автовладельца, с него может быть взыскан ущерб, причиненный пешеходу при столкновении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector